На прошлой неделе около 500 татарстанских автовладельцев, польстившись на дешевый бензин, надолго лишились своих железных коней.

«Наглотавшись» суррогатного топлива, двигатели дружно вышли из строя, и теперь хозяевам авто придется выложить за их ремонт от 50 до 100 тысяч рублей. А починка элитных иномарок, которым после заправки суррогатом нужно менять все «нутро», потянет и на миллион.

«Бензиновый скандал» разразился в первый летний уик-энд. На тот момент литр 92-го бензина в Казани стоил 20 - 21 рубль, поэтому, увидев на АЗС «Роснефть премиум», расположенной на трассе М-7 около поселка Щербаковка, аншлаги с ценой 17 рублей за литр, автовладельцы выстроились туда в очередь. Ну а на следующий день очереди выстроились в автосервисы.

- Конечно, меня немного насторожила такая низкая цена, - рассказывает казанец Виталий Калин, владелец Nissan Almera. - Но ведь на загородных трассах всегда бензин дешевле. Вот и рискнул заправиться. А на следующий день машина не завелась. В автосервисе сказали, что ремонт обойдется самое меньшее в 25 тысяч рублей и что причина - некачественный бензин. У меня автомобиль застрахован только по ОСАГО, и такая поломка - не страховой случай. Значит, мне придется выложить деньги из собственного кармана. Но я собираюсь взыскать ущерб с заправщика в судебном порядке и для начала написал заявление в Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ. Специалисты управления взяли у меня из бака пробу бензина, и оказалось, что содержание смолы в нем превышает все мыслимые и немыслимые нормы.

Только за два дня - 8 - 9 июня в управление подали жалобы около 150 автовладельцев. Большинство - из Казани и Зеленодольского района, но есть пострадавшие и из других городов республики. Выяснилось, что не соответствующее ГОСТу моторное топливо продавалось на трех АЗС в пригороде Казани. Эксперты обнаружили в отобранных пробах 184 миллиграмма смол на 100 кубических сантиметров при норме в 5 миллиграммов!

Такого бензинового скандала в республике не случалось как минимум лет десять. Наоборот, как заявил журналистам начальник Управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ Роберт Гилязиев, в Татарстане в последние годы наблюдалась устойчивая тенденция улучшения качества реализуемых моторных топлив. Так, в прошлом году на заправках было отобрано около 300 проб, и нарушений - по пальцам можно пересчитать. За три первых месяца 2010 года для испытаний было отобрано 519 проб, и несоответствующими по качеству оказались всего 9. А с 1 июня сотрудники управления совместно с МВД по РТ начали в республике очередной месячник качества моторных топлив, в ходе которого на 200 автозаправках были отобраны 494 пробы. Выяснилось, что требованиям ГОСТа не соответствуют 18 из них, или 6,8%.

«Бензиновый скандал» прибавил работы сотрудникам управления. По словам Гилязиева, в ближайшее время они планируют тщательно проверить все 646 АЗС, которые сейчас действуют в республике. Кроме того, сотрудники выезжают в автосервисы и тестируют бензин из баков сломанных машин. Кстати, Гилязиев рекомендовал всем пострадавшим автовладельцам обязательно сохранять чеки за приобретенный бензин, а обо всех фактах реализации некачественного бензина сообщать на «горячую линию» управления: (843) 295-26-57 (ежедневно с 8.30 до 17.30).

Однако опытные юристы сомневаются, что результатов экспертизы проб из бензобака и чека АЗС будет достаточно, чтобы выиграть дело в суде. Ведь вся «тяжесть» доказательств по гражданским делам ложится на плечи истца. И чтобы убедить суд, что причиной поломки авто стала заливка в бензобак некачественного топлива, нужно доказать причинно-следственную связь между этими событиями. Поэтому пострадавшему водителю не стоит торопиться с ремонтом авто. После того, как в автосервисе машине поставят предварительный «диагноз», нужно провести еще и техническую экспертизу автомобиля - на предмет установления причины поломки. Конечно, это недешевое удовольствие (от 10 до 40 тысяч рублей). Да и пожить без колес придется не одну неделю, но зато у истца на руках окажутся железные улики против ответчика. К тому же сумму, потраченную на техническую экспертизу, пострадавший вправе включить в общую сумму материального ущерба. А за нервы и время, потраченные на всю эту предсудебную беготню, истец может потребовать еще и возмещение морального вреда.

Кто виноват в бензиновом скандале, выясняют сейчас и правоохранительные органы. В пресс-службе Прокуратуры по РТ заявили, что «по фактам реализации на автозаправочных станциях республики некачественного автомобильного топлива, повлекшим причинение материального ущерба потребителям и вызвавшим общественный резонанс» начата масштабная проверка. Уже выяснилось, что АЗС с вывеской «Роснефть-Премиум» никакого отношения к компании «Роснефть не имеет, а принадлежит некоему ЧП. Предприниматель, в свою очередь, кивает на недобросовестных поставщиков и даже подозревает, что бензиновые короли специально подставили его малый бизнес, чтобы вытеснить с рынка. В УБЭП МВД по РТ сообщили, что по факту продажи некачественного топлива возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество». Кто именно является мошенником, предстоит выяснить следствию.

Елена МЕЛЬНИК tatar-inform.ru

Обсудить на форуме...

Residential AC KAZAN FORUMS